За январь – июнь 2015 года средняя скорость доставки грузов и порожних вагонов на сети ОАО «РЖД» составила 347 км в сутки, что на 17, 1% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Напомним, что по итогам I полугодия 2014 года данный показатель равнялся 296,3 км в сутки.
Скорость доставки груза учитывает его движение после приема к перевозке от отправителя до выдачи конечному получателю, включая все типы простоя, в том числе на сортировочных станциях, а также на станциях погрузки и выгрузки. Данный показатель включает в себя значительную долю элементов грузовой работы, находящихся вне зоны ответственности перевозчика: так, при ее расчете учитывается время простоя вагонов в ожидании выгрузки, в том числе и в поездах, отставленных от движения по причинам, зависящим от грузополучателей (в том числе, на подходе к портам).
В расчет скорости доставки груза включаются и другие виды простоя, не зависящие от перевозчика, например, время на таможенное оформление груза. Снижается скорость доставки и в тех ситуациях, когда ОАО «РЖД» не может выдать прибывший груз из-за того, что грузополучатель не работает в ночное время или в выходные дни. Эти простои в основном и формируют разрыв между скоростью поезда, которую обеспечивает железная дорога, и скоростью доставки груза, которая зависит от всех участников транспортной цепочки.
По мнению представителей ОАО «РЖД», повысить скорость доставки груза можно только совместными усилиями перевозчика, грузоотправителей и грузополучателей, компаний-операторов, направленными на сокращение простоя на грузовых станциях за счет четкого взаимодействия участников рынка транспортных услуг.
По данным ОАО «РЖД», в I полугодии 2015 г. выросло и количество локомотиво-часов маневровой работы, составившее 74338,5 часов в сутки, что на 6,9% выше, чем по итогам января-июня прошлого года.