Федеральная Логистическая Компания

На службе у Вашего груза!

Офис в г. Москва:
8 (495) 644-80-33
Офис в г. Ростов-на-Дону:
8 (863) 221-81-17

Главная страница О компании Услуги ЖД-перевозки География перевозок Справочник вагонов Расчет ЖД-тарифа Наши работы Контакты

Погрузка в мае продолжила падение

В последнем месяце весны погрузка, по данным ОАО «РЖД», снизилась до 100,5 млн т, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот в мае 2020-го уменьшился еще больше – на 6,6%, а с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – на 6,9%.

Это указывает, во-первых, на сокращение среднего расстояния перевозок и увеличение порожнего пробега вагонов.

А во-вторых, как считают эксперты, – свидетельствует о снижении спроса на подвижной состав повышенной вместимости, который как груз на колесах тяжелее обычных вагонов. И, соответственно, сжатие его доли также способствует ухудшению динамики грузооборота по сравнению с погрузкой.

Парадоксы грузоперевозок

Среднее время груза в пути, отметили участники рынка, почти не изменилось. Тем не менее сеть в мае была свободнее, поэтому неудивительно, что немного улучшилось соблюдение сроков доставки грузов. Однако следует признать: согласно распоряжению ОАО «РЖД» № 400/р от 26 февраля 2020 г. при невозможности выполнить перевозку в установленные сроки клиенты должны заключить типовой договор на иные сроки доставки грузов.

При этом допускается как увеличение, так и уменьшение срока доставки. Последнее возможно, например, при использовании экспресс-сервисов, а первое – если перевозчик не может уложиться в отведенный ему срок.

Как следует из текста документа, заключение подобных договоров не должно навязываться клиенту или приводить к получению перевозчиком неправомерных преимуществ. Однако на практике на железных дорогах случается, что заказчика услуг так или иначе принуждают согласиться на увеличение сроков доставки. Этим в том числе объясняется парадокс улучшения сроков на фоне практически неизменной скорости доставки.

Тяжкий груз проблем тянет вниз

Палитра номенклатур, которые потянули майскую погрузку вниз, довольно обширна. В ней есть как низкодоходные, так и высокодоходные типы грузов: уголь, нефть и нефтепродукты, черные металлы и их лом, цемент, лес, цветная руда, химикаты и сода.

В целом это указывает на глубокий экономический кризис, что в РФ долго не хотели признавать. Поэтому и общенациональный план по восстановлению национальной экономики, судя заявлению председателя правительства РФ Михаила Мишустина, появился поздно – лишь в конце весны.

Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев полагает, что отечественная экономика упадет на 20%. По данным Bloomberg, по итогам II квартала 2020 года ВВП России снизится на 16%. А в Минэкономразвития России этот показатель оценивают на уровне -9,5%.

Подобные сценарии предполагали, что в мае динамика железнодорожной погрузки окажется хуже, чем в апреле. Однако она оказалась на 0,5 п. п. лучше, что косвенно подтверждает прогноз президента и председателя правления Сбербанка Германа Грефа о предстоящем переходе российской экономики в стадию восстановления. Это происходит, правда, не теми темпами, которые бы хотелось видеть, но все-таки лучше пессимистичных прогнозов.

Правда, пока план, представленный правительством, предполагает всего лишь не допустить распространения рецессии на новые отрасли экономики до конца III квартала текущего года, когда продолжат действовать существенные санитарно-эпидемиологические ограничения. А постепенное восстановление экономики предполагается не раньше IV квартала 2020-го – II квартала 2021 года.

Это означает, что летом сложно ожидать роста железнодорожной погрузки. Причем нынешнее падение сейчас корреспондируется в статистике с эффектом низкой базы. Напомним: в прошлом году в мае погрузка снизилась на 3,8% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, в июне – на 5,4%.

Так что если сравнивать с 2018 годом, то майский спад выглядит гораздо глубже. И надежды на июнь выглядят нерадостно.

Клиенты ждут потепления железнодорожной погрузки

И все же в перспективе участники рынка надеются на потепление спроса на железнодорожные перевозки. В частности, уже наметились признаки оживления в сегменте нефтегрузов, отметил председатель правления компании Railgo Рахман Халилов. Ряд компаний готовится к улучшениям. На увеличение объемов работы рассчитывает руководитель отдела развития ООО «ДелЭкспресс» Антон Страхов. О возможности восстановления рыночных позиций сообщил генеральный директор компании ABC-Rail Артур Нурмухамедов. А генеральный директор компании «Амтэк» Армен Миносян ожидает открытие складов и увеличение продаж.

Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, показывают: в целом настроение позитивное. Более того, отдельные грузовладельцы отметили со стороны ОАО «РЖД» движение навстречу по многим вопросам, в том числе и по изменению планов отгрузки, которые сейчас меняются в зависимости от рынка, продаж, цен. На сеть удается привлечь некоторые виды грузов, которые ранее перевозили другими видами транспорта.

Однако есть факты, когда происходит и обратный процесс. Тут многое зависит от типов грузов, а также от того, насколько ими готовы заниматься железные дороги.

В некоторых регионах звучат жалобы и на срывы контрактов на погрузку. Впрочем, при этом клиенты признают, что перевозчик, по сути, сейчас является таким же заложником ситуации, как и многие грузовладельцы.

Ставки операторов сползают вниз

В частности, на сети вынуждены забивать все свободные тупики порожними вагонами. Их избыток в мае ощутимо давил на сеть, что сказалось на положении железнодорожных операторов.

Доходность полувагонов (индекс IPE) на ЭТП «Грузовые перевозки» в мае по сравнению с апрелем текущего года снизилась на 7%. Индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520 по результатам сделок, совершенных на бирже вагонов, за аналогичный период уменьшился на 12%, а если учитывать соотношение к маю 2019-го, то почти на 50%.

По подсчетам старшего редактора агентства Argus Media Сергея Соколова, ставки на перевозку в полувагонах упали на 40%, что, с одной стороны, поддержало российских экспортеров угля. Аналогичный эффект оказало снижение тарифов стивидоров на перевалку угля в ряде морских портов. Но, с другой стороны, это указывает и на нестабильность транспортного рынка.

перевозки, железнодорожные перевозки, Железнодорожные перевозки грузов02.06.2020, 61 просмотр.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*

Контактные телефоны:

Многоканальный: 8 (800) 700-61-43

Офис в г. Москва: 8 (495) 644-80-33

Офис в г. Ростов-на-Дону: 8 (863)221-81-17

Разделы сайта:

Создание и продвижение сайтов - студия веб-дизайна Aidesign.ru